СКАЧАТЬ Конь и петух—распространённые мотивы в русском орнаменте, особенно в рамках некоторых народных художественных промыслов, например городецкой росписи и дымковской игрушки. В городецкой росписи распространена цветочная композиция с включением мотивов «конь» и «птица». Их можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Часто встречаются парные изображения коня или петуха в гордой, воинственной позе. В дымковской росписи кони и петухи—визитная карточка. Элементы росписи связаны с обережным значением и символикой матери-природы. Каждый цвет передаёт в работе свой смысл: белый означает чистоту, чёрный может говорить о лжи, зелёный символизирует природу, красный—здоровье и силу, синий—небо. В русской народной вышивке часто встречается смешение образов птицы и коня. Например, иногда павы приобретали лошадиные морды, а кони имели павлиний хвост и хохолок павлина. Нередко птице со всадником придавались черты коня: четыре ноги и опущенный вниз хвост.
Конь — древний символ в русском орнаменте, связанный с культом солнца. Славяне представляли солнце в виде золотого коня, бегущего по небу, и наделяли его божественной силой. Некоторые значения символа коня в русском орнаменте:
Защита жилища. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.
Посланник тепла и солнечного света. Белые и рыжие кони считались такими посланниками.
Представление о явлениях природы. В виде чудесных коней изображались ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Движение солнца. По древней легенде, днём солнце передвигается в колеснице, запряжённой конями, а ночью плывёт по синему морю в ладье, которую ведут гуси-лебеди.
В древнерусской вышивке конь представлен в виде весело бегущих кудрявых коньков, сказочных крылатых коней, коней-птиц, коней-львов, связанных с солярными символами. Особенно часто изображение коня встречается в вышивке полотенец, которые участвовали во всех важнейших русских обрядах — от свадебного до похоронного.